Группы, занимающиеся патрулированием с религиозными целями, известны в нескольких странах — главным образом, исламских, где религия не отделена от государства.
Примерами стран, где функционирует религиозная полиция, являются Иран и Саудовская Аравия.
Возглавив страну после военного переворота, Зия-уль-Хак повел политику исламизации Пакистана, устанавливая юридические процедуры, соответствующие нормам традиционного мусульманского права — шариата.
Работа шла на нескольких уровнях, в том числе на уровне общин.
При всех мечетях страны были созданы группы подростков, которые приходили в мечети, читали Коран, молились, а потом отправлялись патрулировать улицы, расположенные по соседству с мечетью.
Одна из основных их функций заключалась в том, что они ходили по домам, находящимся по соседству с мечетью, и убеждали людей посещать мечеть.
Как рассказал глава службы Би-би-си на языке урду Аамер Ахмед Хан, многим это не нравилось. Но если возникали споры, подростки возвращались в мечеть и докладывали имаму, что такой-то человек проявил неуважение к религии.
«Это было опасно, потому что уже действовали законы против богохульства, государство поддерживало их применение, и имам, в свою очередь, имел право решать, что ему делать с людьми, вступавшими в спор с группами религиозных подростков», — говорит Аамер Ахмед Хан.
И правительство всегда бывало на стороне имамов. Подавление религиозного инакомыслия называлось «осуществлением системы Пророка».
В результате в 80-х годах в Пакистане выросло множество людей, которые никогда не ходили в светскую школу и, как следствие, не могли поступить на работу, требующую какой-либо квалификации. Единственное, что они могли предложить обществу — это умение насаждать религиозность и «противостоять религиозным злоупотреблениям».
И государство должно было как-то устроить эти сотни тысяч человек. Для них были созданы рабочие места, схожие с комиссарскими. Они стали «комиссарами ислама».
«Например, в армии стала обязательной должность для человека, который говорил бы с солдатами об исламе, о религии, — говорит Аамер Амир Хан. — Такие же рабочие места были созданы в других государственных институтах и организациях».
В Иране действует специальное подразделение полиции, основной функцией которого является наблюдение за тем, чтобы прохожие и посетители общественных мест не были одеты «вызывающе».
Патрули, получившие название «полиция нравов», или «религиозная полиция», разъезжают по улицам иранских городов на машинах или мотоциклах и имеют право задержать любого, кто одет недостаточно «скромно».
Власти утверждают, что «полиция нравов», официальное название которой — «проект этической безопасности», была создана «по многочисленным просьбам населения».
Как рассказала редактор Персидской службы Би-би-си Лейли Абдул-Хасан, деятельность полицейских активизируется летом, когда у людей возникает желание одеться полегче, а женщины выбирают более легкие материалы для своих платьев и платков.
(http://www.bbc.co.uk/russ…)